XIV КОНКУРС ЮНЫХ ХИМИКОВ


Требования к оформлению устного доклада

На самом деле, изложение полученных результатов на конференции или конкурсе разительно отличается от написанной научной работы. Это связано с тем, что потенциальный читатель имеет достаточно времени, чтобы ознакомиться с творчеством автора, перечитать или обдумать непонятные моменты, или даже использовать дополнительные источники информации. Однако на XIII Областном конкурсе юных химиков слушатели, в частности члены жюри, жестко ограничены во времени восприятия вашей работы и перегружены информацией о других исследованиях. Поэтому при публичном выступлении материал должен быть представлен максимально просто и наглядно.

Устный доклад - это устный, 7-8 минутный рассказ о вашем исследованим с вспомогательной визуализацией, например, презентацией Power Point. Данное выступление лучше строить вокруг одной, наиболее важной идеи, которая свяжет все излагаемые детали в одну нить, поможет аудитории следить за выступлением докладчика. Ограничение по времени и небольшому объему воспринимаемой на слух информации приводят к тому, что успешными будут наиболее структурированные и логичные выступления.

Начиная подготовку к устному выступлению, выберите главную мысль, которую хотите донести до аудитории! В доказательной части работы необходимо оставить только наиболее сильные аргументы, на остальные просто не хватит времени. В процессе подготовки помните, что любой устный доклад строится по принципу композиции, то есть он состоит из вступления, основной части и заключения. Вступление и заключение должны занимать около 20 % от общего времени выступления на каждую часть, остальное время отводится на основную часть доклада. Выступление более длительное, чем оговорено регламентом (7-8 минут в случае XIII Областного конкурса юных химиков), воспринимается негативно и может быть прервано председателем секции (человеком, регулирующим работу данной секции).

  1. Вступление – наиболее эмоциональная часть доклада. На этапе вступления чрезвычайно важно привлечь внимание аудитории к себе и своей работе. Если не удастся сделать этого в самом начале, то весь остальной доклад вы будете делать в пустое пространство. На этом этапе необходимо использовать все имеющиеся средства выразительности. Содержательно вступление объясняет аудитории область исследований, в которой выполнен проект, обусловливает актуальность и значимость выполненной работы. В случае если доклад включает несколько смысловых частей, стоит озвучить эти части, так аудитории будет проще следить за ходом изложения в дальнейшем.
  2. Основная часть доклада – это аргументы и доказательства, используемые автором для подтверждения излагаемой мысли. Учтите, что аудитория не запомнит более трех аргументов. При переходе от одной идеи выступления к следующей следует обозначить их логическую взаимосвязь.
  3. Целью заключительной части доклада является подведение итога проделанной работы. Важно показать, как полученный результат связан с поставленной в работе целью. Чего удалось или не удалось достичь по проекту, что планируется сделать в дальнейшем.

После написания текста доклада его необходимо выучить. Чтение доклада вызывает негативную реакцию аудитории, свидетельствует о том, что докладчик недостаточно подготовился к выступлению или попросту не компетентен в теме, которой посвящен доклад.

Презентация доклада должна быть максимально наглядной. Предпочтение следует отдавать изображениям, фотографиям, схемам и диаграммам, а не таблицам или текстовым блокам. Обилие текста на слайде приведет к тому, что аудитория будет читать содержание слайда, а не слушать докладчика. Авторы докладов не ограничены в количестве слайдов, поэтому не стоит стараться поместить как можно больше информации на один слайд. Оптимальным будет правило: 1 слайд – 1 мысль. Это значит, что информация, представленная на каждом слайде должна иллюстрировать одну идею, аргумент или тезис докладчика. Отдельными слайдами в презентации следует выделить: название работы и авторов, цели и задачи работы, полученные результаты и сделанные выводы.