XIII Областной конкурс юных химиков


Требования к оформлению устного доклада

Cпособность выражать идеи, почти также важна, как сама идея

Б. М. Барух

 

На самом деле, изложение полученных результатов на конференции или конкурсе разительно отличается от написанной научной работы. Это связано с тем, что потенциальный читатель имеет достаточно времени, чтобы ознакомиться с творчеством автора, перечитать или обдумать непонятные моменты, или даже использовать дополнительные источники информации. Однако на XIII Областном конкурсе юных химиков слушатели, в частности члены жюри, жестко ограничены во времени восприятия вашей работы и перегружены информацией о других исследованиях. Поэтому при публичном выступлении материал должен быть представлен максимально просто и наглядно.

Устный доклад - это устный, 7-8 минутный рассказ о вашем исследованим с вспомогательной визуализацией, например, презентацией Power Point. Данное выступление лучше строить вокруг одной, наиболее важной идеи, которая свяжет все излагаемые детали в одну нить, поможет аудитории следить за выступлением докладчика. Ограничение по времени и небольшому объему воспринимаемой на слух информации приводят к тому, что успешными будут наиболее структурированные и логичные выступления.

Начиная подготовку к устному выступлению, выберите главную мысль, которую хотите донести до аудитории! В доказательной части работы необходимо оставить только наиболее сильные аргументы, на остальные просто не хватит времени. В процессе подготовки помните, что любой устный доклад строится по принципу композиции, то есть он состоит из вступления, основной части и заключения. Вступление и заключение должны занимать около 20 % от общего времени выступления на каждую часть, остальное время отводится на основную часть доклада. Выступление более длительное, чем оговорено регламентом (7-8 минут в случае XIII Областного конкурса юных химиков), воспринимается негативно и может быть прервано председателем секции (человеком, регулирующим работу данной секции).

  1. Вступление – наиболее эмоциональная часть доклада. На этапе вступления чрезвычайно важно привлечь внимание аудитории к себе и своей работе. Если не удастся сделать этого в самом начале, то весь остальной доклад вы будете делать в пустое пространство. На этом этапе необходимо использовать все имеющиеся средства выразительности. Содержательно вступление объясняет аудитории область исследований, в которой выполнен проект, обусловливает актуальность и значимость выполненной работы. В случае если доклад включает несколько смысловых частей, стоит озвучить эти части, так аудитории будет проще следить за ходом изложения в дальнейшем.
  2. Основная часть доклада – это аргументы и доказательства, используемые автором для подтверждения излагаемой мысли. Учтите, что аудитория не запомнит более трех аргументов. При переходе от одной идеи выступления к следующей следует обозначить их логическую взаимосвязь.
  3. Целью заключительной части доклада является подведение итога проделанной работы. Важно показать, как полученный результат связан с поставленной в работе целью. Чего удалось или не удалось достичь по проекту, что планируется сделать в дальнейшем.

После написания текста доклада его необходимо выучить. Чтение доклада вызывает негативную реакцию аудитории, свидетельствует о том, что докладчик недостаточно подготовился к выступлению или попросту не компетентен в теме, которой посвящен доклад.

Презентация доклада должна быть максимально наглядной. Предпочтение следует отдавать изображениям, фотографиям, схемам и диаграммам, а не таблицам или текстовым блокам. Обилие текста на слайде приведет к тому, что аудитория будет читать содержание слайда, а не слушать докладчика. Авторы докладов не ограничены в количестве слайдов, поэтому не стоит стараться поместить как можно больше информации на один слайд. Оптимальным будет правило: 1 слайд – 1 мысль. Это значит, что информация, представленная на каждом слайде должна иллюстрировать одну идею, аргумент или тезис докладчика. Отдельными слайдами в презентации следует выделить: название работы и авторов, цели и задачи работы, полученные результаты и сделанные выводы.